В середине ноября по всей России принято отмечать Синичкин день. Официально этот праздник был утвержден в качестве экологического события несколько лет назад, хотя в народе эти традиции соблюдаются уже на протяжении многих веков. Так, начиная с 12 ноября, с приходом первых холодов, было принято подкармливать птиц, заботиться о них. В народе говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною». В подтверждение словам, небезразличные люди делали кормушки и предлагали угощения прилетающим из леса черно-оливковым красавицам. Зимой, в отсутствие насекомых, синички ели все — не только сало, но и семечки подсолнуха, крупу, семена растений.
На самом же деле, семейство синицевых включает много разных видов синиц, но самые привычные россиянам — так называемые большие синицы. В Ростовской области обитают три их вида: большая, лазоревка и буроголовая гаичка. Вопреки своему названию, синего цвета в оперении синиц почти нет. Точнее, есть, но совсем чуть-чуть, и только у лазоревок. Свое имя синицы получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!». Почти все виды синиц не умеют самостоятельно выдалбливать себе дупла в старых деревьях, поэтому предпочитают занимать дупла других птиц, покинутые прежними хозяевами. В полете они способны развить скорость до 35 км/ч, хотя и редко машут крыльями.
Синицы – очень доверчивые птицы, которые легко поддаются приручению. Если повезет, то их удастся покормить в лесу или парке прямо с ладони. На этот счет имеются и народные приметы. Если вам удалось покормить синицу с руки 12 ноября, то загаданное желание обязательно сбудется. А если увидите птицу во сне – преодолеете все преграды. Верить или не верить в приметы Синичкиного дня – дело личное, но сегодня позаботиться о неперелетных птицах зимой довольно просто. Несложно сделать (или купить) кормушку и подкармливать пернатых, помня, что они, как и мы – часть большой Природы, в которой все связаны друг с другом.
Сохраняя заветы прошлого, в работе Веселовского центра творчества стали уже традиционными «Встречи зимующих птиц». Руководствуясь девизом: «Если не я, то кто поможет семье, ближнему, Природе, Родине», педагоги и учащиеся, через конкретные дела помогают решать некоторые экологические проблемы своей малой Родины. Так, в рамках деятельности естественнонаучных объединений, в контексте экологических мероприятий, воспитанники принимают активное участие в акциях («Кормушки для птиц», «Помощь пернатым», «Покормите птиц», «Доброта и забота»), субботниках, экологических праздниках, конференциях, исследовательских проектах, эко-занятиях, экскурсиях. В объединении «Зеленая планета», под руководством педагога дополнительного образования Ирины Борисовны Полуяхтовой, только за последнее время было разработано и проведено несколько научно-исследовательских работ о птицах Веселовского района под названием: «Птицы Веселовского водохранилища» и «Не проходите мимо или как помочь стрижам». Из проведенного исследования учащимся стало известно много интересных и важных фактов о пернатых друзьях и различных способах заботы о них.
Вот и некоторые выдержки из исследовательской работы «Птицы Веселовского водохранилища», которые будет полезно знать каждому жителю благодатной веселовской земли: «Природно-заповедный фонд Ростовской области представлен водно-болотными угодьями международного значения «Озеро Маныч-Гудило» и «Веселовское водохранилище», 14 ключевыми орнитологическими территориями (три из них — международного значения), где установлен специальный режим охраны для сохранения запасов водоплавающих и околоводных птиц, оптимизации их местообитания в различные сезоны года, в целях сохранения биоразнообразия водно-болотных экосистем и их рационального использования.
Весёловское водохранилище имеет статус водно-болотных угодий международного значения, подпадающих под действие Рамсарской конвенции и, несмотря на свою освоенность человеком, трансформацию природных сообществ, является уникальным домом для многих видов птиц. А всё потому, что территория района является уникальным угодьем для степной зоны, с ярко выраженным крупным комплексом искусственных и естественных водоёмов, где в период гнездования, пролёта и зимовки поддерживается существование ряда редких и уязвимых видов птиц, имеющих большое значение для биоразнообразия степной зоны. Веселовское водохранилище — основное место гнездования серого гуся на юге России, место обитаний популяций ходулочника, колпицы, каравайки, журавля-красавки, чёрноголового хохотуна, и иных видов птиц. Угодье является местом размножения и концентрации во время миграций многих водоплавающих и околоводных птиц, в общей сложности по численности превышающих 20 000 особей Для отдельных видов птиц во время миграций и зимовки угодье поддерживают существование более 1% особей российской популяции — серый гусь, лебедь-шипун, краснозобая казарка, журавль-красавка, клинтух, а также многочисленная и разнообразная группа наземных позвоночных. Среди них преобладают виды-лимнофилы, в той или иной мере тяготеющие к воде и жёсткой надводной растительности. Это поганки, пастушки, цапли, чайки, кулики, гусеобразные, ряд видов воробьиных. Второй весьма существенной группой являются дендрофилы (30 видов) — птицы, связанные с древесной растительностью. Всего в угодье гнездится более 50 видов птиц, около 60 видов остаются на зимовку. Многие птицы Веселовского водохранилища занесены в Красную книгу и находятся под охраной».
В рамках исследовательской работы учащейся объединения «Экомир» Владиславы Сизенко было организовано наблюдение за стрижами — уникальными птицами, которые приносят большую пользу, уничтожая огромное количество всевозможных насекомых, ею составлен видео и фоторепортаж. «В семействе стрижей насчитывается 69 видов. Эти маленькие птички могут развивать невероятную скорость в 170 км/час, в этом деле они настоящие чемпионы. В полете они могут искать себе еду, пить, есть, подыскивать строительные материалы для своего жилища, купаться. Птицы стрижи имеют отличительную черту от ласточек и прочих пернатых собратьев, кроме скорости полета и маневрирования – стрижи не сидят на проводах и не взлетают с земли. Среди этих видов птиц есть как оседлые, так и перелетные. Они предпочитают жить в стаях. Целые колонии можно увидеть в городах или в горах, насчитывающие несколько тысяч пар стрижей. А гнездятся птицы на деревьях, в дуплах деревьев, под крышами домов. Птицы заботливо ухаживают за своим потомством, но когда птенцы подрастают, возможны и печальные случаи падения птенцов из гнезд. И тут на помощь незадачливым птичкам приходят небезразличные люди — стрижеспасатели. Чтобы вырастить и выпустить в природу стрижа, надо быть добрым человеком, очень любить природу, правильно содержать и кормить птенцов только разрешенными продуктами».
Природные богатства являются интересным объектом исследований и новых открытий на пути решения экологических и других научных проблем. Изучать природу «чисто теоретически» невозможно. Необходимо непосредственное общение с живой природой, участие в реальной экологической деятельности. И тут особенно важно, чтобы экологическое образование сопровождало людей на протяжении всей жизни. Возникшее в раннем детстве чувство близости с миром живой природы, трансформируется в школе в способность к пониманию целостной картины мира; в период взросления и зрелости — формированию экологического мировоззрения, воспитанию чувства ответственности за состояние природы, желанию помогать и необходимости личного участия в экологической деятельности. Образованное население – взрослые и дети — осознают свою ответственность перед природой и будущими поколениями, могут решить экологические проблемы, возникновение которых обусловлено, прежде всего, социально-экономическими факторами.
Педагогами Веселовского центра творчества регулярно организуются различные экологические мероприятия для детей. Так, 12 ноября на занятиях «Природа и мы» в школе будущего первоклассника «Развивай-ка» состоялось интерактивное мероприятие «Встреча зимующих птиц». Совместно с педагогом дополнительного образования, экологом Ниной Антоновной Рыбалко ребята вспомнили правила поведения в природе, закрепили знания о птицах: чем они любят лакомиться, где прячутся от холодов и какую приносят пользу; приняли участие в кинолектории о синичке и зимующих птицах, а также закрепили на деревьях новые кормушки для птиц. Отметим, что педагог также проводит большую экологическую работу в объединении «Путешествуем по родному краю» на базе Весёловской школы № 2, где воспитывает в учениках любовь и уважение к братья нашим меньшим, к матушке-природе и осознание своего места в окружающем мире.
Совсем скоро наступит очень тяжелое время года для птиц — наших пернатых друзей ожидают холод и голод. Чтобы согреться, птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше, чем летом. И тут не может не радовать, что наши ребятишки и взрослые готовы заботиться о зимующих птицах: изготавливать и развешивать новые кормушки, регулярно подсыпать туда корм. Ведь помогая птицам, мы делаем доброе дело не только для зимующих птиц, но и для себя. Заботясь о птицах зимой, мы заботимся о природе и окружающем нас мире.