Он жил и работал во благо родной земли
Имя знатного труженика, Николая Ивановича Фирсова, известно всем односельчанам и работникам ПАО «Шахаевское». Он был одним из лучших в своем деле, настоящим мастером, достигшим значимых профессиональных высот. За свой самоотверженный труд передовика сельскохозяйственного производства, он неоднократно удостаивался высоких государственных наград — Ордена Трудового Красного Знамени, серебряной и бронзовой медалей ВДНХ, звания «Ветеран труда». Но, к сожалению, никакие заслуги не способны продлить человеку его жизнь. На протяжении долгих лет боролся с болезнью Николай Иванович. Он стойко держался, был весел и шутил, несмотря ни на какие хвори. И может, благодаря именно такому юношескому задору он смог пройти все жизненные сложности с высоко поднятой головой. Но 14 сентября 2022 года его не стало… И как зачастую случается, не успели мы сказать ему всех теплых слов при жизни, но они есть и их не мало. Давайте вспомним хорошего семьянина, отца и мужа, знатного труженика земли манычской, простого, доброго, отзывчивого человека, Николая Ивановича Фирсова.
В советское время самоотверженно работали люди в селе. До сих пор биографии некоторых из них являют собой трудовой подвиг труженика, чей успех и достижения способствовали подъему сельского хозяйства района, области, страны. Красной нитью вплетена в развитие народного хозяйства села фамилия механизатора и животновода Николая Ивановича Фирсова. Своей жизнью он доказал, что работал не ради грамот и орденов, а просто хотел сделать жизнь лучше, сытнее, добрее. Воспитанный одной матерью-крестьянкой, не ведавший отца и достатка, он рано познал тяготы деревенского труда и особенности сельской жизни. Одними из самых тяжелых воспоминаний навсегда остались в его память военные и послевоенные годы, времена голода, холода, разрухи. Несмотря на все сложности, он и его сестра смогли выжить и получить начальное образование. По окончании четырех классов школы Николай Иванович вышел на работы в колхоз, где был назначен извозчиком. Новоиспеченный работник хоть и был ещё невысок росточком, да мал по годкам, но имел веселый нрав, был находчив, суетлив. Чтобы наладить упряжь, ему приходилось сделать немало различных манипуляций: соорудить помост, подвести лошадь к возвышенности, взобраться наверх, и только тогда начать запрягать лошадь в повозку. Возить приходилось все, что поручат — это и бидоны молока на молзавод, и дрова по домам, и доставка рабочих на поле. Особенно непросто приходилось зимой. Тогда они были очень холодными, кругом все вьюжило-пружило-заметало. Со всеми этими погодными неурядицами ежедневно приходилось бороться юному извозчику, который вдобавок совсем не имел теплой одежды. Зная эту ситуацию, добросердечные жители отдавали ему платки и одеяла, нашлись шуба и валенки. И так, замотанный с ног до головы он отправлялся по своему маршруту.
Спустя несколько лет, когда уже позволил возраст, Николай Иванович поступил в Новочеркасское училище механизации. Квалифицированным специалистом возвратился он в родное село. Поначалу работал на тракторе, в уборку сел за комбайн. А несколько позже был переведен на работы в «откормочник». До 1985 года Николай Иванович являлся старшим звеньевым в бригаде по откорму молодняка крупного рогатого скота. Здесь, как и на любой другой работе, он трудился старательно, самоотверженно, на совесть. Он не ходил в длительные отпуска и не давал себе отдыха, потому что его ждали на работе более трехсот подрастающих буренок. Он был накрепко «привязан» к своей работе данными обязательствами и чувством внутреннего долга. В 4 часа утра Николай Иванович уже уходил на работу, а возвращался, когда было давно затемно. Со своим небольшим коллективом Иваном Корнелюк, Василием Матвейчук, Николаем Приступа, Антониной Мартынюк, Данилом Лифан спозаранку получали они на току дерть, мололи ее, кашеварили, кормили и поили животных, привозили силос и наводили порядки. Под руководством Николая Ивановича в звене наметились стабильные большие привесы, определившие «откормочник» как лучший в регионе. За свой добросовестный труд Николай Иванович и его коллеги неоднократно награждались почетными грамотами и знаками отличия. Сам звеньевой был отмечен грамотами за многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие района, знаком «Победитель социалистического соревнования», серебряной и бронзовой медалями ВДНХ за успехи в развитии народного хозяйства СССР, Орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд», неоднократно премирован туристическими путевками.
Николай Иванович заслуженно пользовался высоким авторитетом среди сельских тружеников. Он всю свою жизнь проработал на одном месте. Сменялись лишь названия сельскохозяйственного предприятия — «Красноармеец-2», «Манычский большевик», колхоз имени Молотова, колхоз имени Жданова, совхоз «Шахаевский», АО «Шахаевское», ПАО «Шахаевское» — и его руководители, а трудовые руки оставались те же. После закрытия откормочной площадки, Николай Иванович вновь возвратился к полевым работам: участвовал в производстве зерновых, озимых и яровых культур, кукурузы, подсолнечника, просо, овощей. Он был одним из тех, кто составлял крепкую основу производственных сил предприятия. Его соратниками по штурвалу были самоотверженные труженики: Чемоданов Олег, Хомик Дмитрий, Петр и Николай, Жулидовы Николай и Владимир, Прядун Василий, Яковенко Виктор, Макаров Михаил, Музыка Николай, Манохин Виктор, и другие. Они стали настоящими Наставниками, Учителями с большой буквы для последующих поколений механизаторов. Заставляя двигаться вперед и осваивать неведомые знания и навыки, они работали с молодыми кадрами, прививая им уважение к труду и человеку труда. Своим лучшим учеником Николай Иванович считалЗмоклого Сергея, который со школьной скамьи перенимал у талантливого наставника опыт, не считался ни с ранними подъемами, ни с погодными условиями. Также мастерству механизатора Николай Иванович обучил и своих троих сыновей Владимира, Геннадия, Михаила и их друга Чемоданова Александра. Уже миновало много лет с той поры, но в их памяти, как на фотопленке, запечатлелись те моменты.
— В жизни каждого человека есть люди, на которых стараются равняться, берут с них пример, — вспоминает Сергей Петрович Змоклый. — Мой первый взрослый опыт работы на тракторе был где-то в 15 лет под руководством Николая Ивановича. Он был строгим учителем, но справедливым, всегда поддерживал в трудной ситуации, по отечески объяснял все, что не понятно, давал советы.
Добрым словом вспоминают своего отца и его сыновья:
— Папа отдал сельскому хозяйству без малого полвека. И работал еще, если бы ни его подорванное здоровье и перенесенные операции. Он был всецело предан своему делу, очень любил людей, свою землю и за это его уважали в коллективе и на селе. С ранних лет он обучал нас вождению и ремонту транспорта. Конечно, из-за постоянной занятости на производстве отца в семье мы видели не часто, но в свободное время он брался за домашние дела, управлял большое хозяйство и с охоткой отвечал на наши вопросы, давал советы. Он был строгим и вместе с тем добрым отцом. Его опорой и надежным товарищем по жизни стала мама. Разделяя все его радости и огорчения, в череде своих трудовых будней она успевала хлопотать по хозяйству, заботилась о нас и отце, а теперь также оберегает своих внуков и правнуков. Родители жили мудро, в любви и согласии.
Николай Иванович и Надежда Васильевна Фирсовы прожили в браке 58 лет, отметили золотую и изумрудную свадьбы. Но знали-то они друг друга с самого рождения, потому что росли на одной улице с мальства. Вот и получается, что рука об руку прошли они всю жизнь. И, несмотря на различные мимолетные неурядицы, смогли сохранить свой союз, воспитав троих замечательных сыновей. Надежда Васильевна во всех начинаниях поддерживала своего супруга, была с ним рядом на работе и дома. Также как и Николай Иванович, она трудилась в одном с ним хозяйстве, сначала разнорабочей, затем учетчицей, а после 15 лет отработала бухгалтером.
— Я раньше и скирдовала, и поливала, но потом руки начали болеть и пришлось пойти учетчицей. Все мужчины в нашей семье водили трактор, а я ездила на мотоцикле. После выхода на пенсию еще 9 лет продолжала работать в хозяйстве. Вот так и жизнь пролетела. Хоть и было тяжело, но мы вырастили и подняли детей, дали им образование, строили вместе дом, достраивали, перестраивали, всегда держали большое хозяйство, радовались появлению наших семерых внуков и троих правнуков. Николай Иванович стал для всех поколений наших детей достойным примером отца, деда и прадеда. Отрадно, что он успел всех понянчить и порадоваться им. А с семьей младшего сына мы прожили в одном доме дружно и ладно 25 лет. Наши дети — наша гордость, они оберегают и опекают нас, уделяют много внимания, а значит, и помнить о нас будут всегда.
Николай Иванович был весьма интересным человеком. Улыбающийся, общительный, и, это было его постоянное рабочее настроение. Он объединял вокруг себя людей разных возрастов, но с единой общностью интересов. Одним из самых близких друзей на протяжении уже как 20 лет был Александр Микитюк. Ныне он вспоминает:
— Николай Иванович мне заменил отца. Он стал настоящим другом, каких редко встретишь и в 100 лет. Он меня всегда понимал, а я его. Хоть и разные у нас были года рождения, но интересы схожие. Отзывчивый, добродушный был человек. Ему не сиделось на одном месте, он всегда был в движении. Любили мы вместе порыбачить, даже если я пришел уставший с работы, все равно ехал с ним на рыбалку. Вместе мы и березу во дворе посадили. Вон, какая уже она большая вымахала. Он всегда на помощь отзывался, и даже когда мне было неудобно просить, он предлагал свою помощь, работал стоя плечом к плечу. Немало было у нас и секретов, которые теперь я сам сохраню. Он был мужчиной с большой буквы. Таких бы побольше на свете людей, тогда и жизнь будет иной.
Навсегда останется в памяти людской незабываемая улыбка и добрые-добрые глаза Николая Ивановича. Его жизнь — пример самоотверженного труда, золотыми буквами вписана в трудовую летопись района. А значит, память о нем не должна быть только достоянием семейного альбома и устных рассказов в кругу родных. Трудовой подвиг длиною в жизнь должен стать примером для последующих поколений молодых людей.
Будем помнить…