Школа — это яркий мир открытий, Вселенная свершений и познаний. В ней есть свои маршруты и проводники, ведущие по дорогам знаний. Однажды, бережно взяв за руку, они прокладывают траекторию жизни для делающих первые самостоятельные шаги детей. Только самые тёплые и добрые слова в профессиональный день всех учителей хочу адресовать неповторимой, замечательной, любимой своей первой учительнице. Учитель от Бога, не только по образованию, но и по призванию. Людмила Ивановна Павленко для многих поколений выпускников стала второй мамой, доброй, внимательной, отзывчивой, она открыла для всех нас, «желторотых» ребятишек, дверь в удивительный мир знаний.
Людмила Ивановна всегда мечтала быть учителем, сколько себя помнит. И даже в самые сложные моменты своей жизни не рассталась с этой мечтой. Хотя судьбой ей было отмеряно немало испытаний…
Родилась 5 сентября 1942 года в г. Будённовск Ставропольского края. В это нелёгкое для нашей страны время тяготы и горе предстояло испытать и её семье. Не прошло и двух месяцев от роду, как маленькая малышка в одночасье осталась сиротой. Eё мать, шедшую по церковной площади, убило бомбой, но ребёнок чудом остался жив. Пока отец работал, маленькую Люду растила специально нанятая женщина-кормилица. Но ребёнком она практически не занималась, не было от неё и материнского тепла. К счастью, за девочкой приехала родная тётя и забрала её с собой в хутор Каракашев Весёловского района Ростовской области.
— Кое-как меня запеленали и отдали тётке, — вспоминает Людмила Ивановна. Мы доехали поездом до Мечётки, а дальше пешком. Где-то трижды просились на ночлег к людям. Рады были любому крову. Вот так и дошли пешком до Каракашева. Там мы жили у бабушки с дедушкой. Меня официально никто не удочерял, я так и носила фамилию родного отца, но тётю — Татьяну Георгиевну — звала мамой, а дядю — Фёдора Денисовича — папой.
Через время мы с семьёй переехали жить в Весёлый, где в 1949 году я пошла в школу. Учиться мне нравилось, да и неплохо получалось. Самое большое желание было стать учительницей. Но вот, когда пришло время поступать в институт, подала документы на мехмат, уж очень мне хотелось вести математику, но засомневалась в себе и побоялась вступительных экзаменов, поэтому забрала документы и приехала домой. Родителям было очень тяжело, отец работал водителем, а мама хозяйством занималась. Поэтому нужно было помогать. Я устроилась в Весёлом на работу в школьный буфет: привозила молоко и булочки на лошадке из нынешнего ресторана в школу, продавала их на переменах детям.
Но подошёл к концу учебный год и моя работа в школьном буфете тоже окончилась. Всё это время я не оставила мечты стать учителем, а помогла осуществить мне её Тамара Трофимовна Орехова. Она пошла в районный отдел образования и каким-то образом убедила руководство взять меня на стажировку в школу. Накануне нового учебного года, 31 августа, меня и мою знакомую с параллели направили в Багаевскую школу. Там нас встретил Павел Григорьевич Могучев, директор школы, который и познакомил начинающих учителей со школьной программой, разместил в одной из школьных комнат на ночлег.
1 сентября 1960 года началась моя профессиональная педагогическая деятельность. На линейке Первого звонка распределили всех учащихся по классам, которые были малокамплектные. Мне достались 1-3 классы, а также немецкий язык с 6 класса, которым я неплохо владела благодаря своей учительнице немецкого языка Меркель, чистокровной немке по национальности. На протяжении более трёх лет работы в Багаевской школе моим наставником в сложных вопросах школьного обучения детей стал П.Г.Могучев. Он настолько деликатно и умно объяснял мне азы преподавания, советовал как лучше подать материал детям, после уроков проводил работу над моими педагогическими ошибками. Eжедневно присутствуя на моих уроках, он просматривал и тетради учеников. На новогоднем празднике директор меня хвалил перед родителями учеников и подарил даже отрез на платье.
В Багаевской школе я проработала 3 года. За это время окончила курсы учителей начальных классов и поступила в университет. Мне нравилось работать в этой школе, но хотелось быть ближе к дому, поэтому в 1964 году я вместе со своей коллегой, Зоей Павловной Татарниковой, перевелась учителем начальных классов в Краснокутскую школу. Нам выдали квартиру
, целый домик и у меня появилась возможность ходить пешком по каналу домой, чаще бывать в родительском доме. Через год я вышла замуж и ещё через время родился сын. Не прошло и двух месяцев меня пригласили работать в Весёловскую восьмилетнюю школу в группу продлённого дня, где я отработала с полгода. С нового учебного года мне дали класс. Классы тогда были большие, и далеко не всегда было легко работать. Но работу свою я всегда любила. Теперь уж и сложно подсчитать, сколько классов выпустила».
Уроки Людмилы Ивановны всегда были очень интересными, познавательными, она подробно и доступно объясняла материал, который нам предстояло освоить, воспитывала в нас желание трудиться и совершенствоваться. Она мастерски умела превратить скучный урок в весёлые игры, в интересные путешествия. Людмила Ивановна не только научила красиво и грамотно писать, быстро и выразительно читать и точно считать, но и весь класс дружить, заботиться друг о друге, весело и интересно жить. Энергичность, оптимизм и жизнелюбие Людмила Ивановна передавала своим ученикам, мы всегда были с активной жизненной позицией. Eё выпускникам не забыть дни именинников, которые становились настоящим праздником, театральные постановки, экскурсии по городам России и странам СНГ, походы за тюльпанами и поездки в лесхоз. Она развивала в нас таланты, с её помощью мы и наши родители постоянно принимали участие в конкурсах и различных мероприятиях.
Лучистые глаза учителя и её открытая улыбка, ставший родным за четыре года голос, по-матерински тёплые руки, объединили навсегда наш 1 «Б» класс в одно целое. К ней, как к маме мы подходили на переменах со своими маленькими радостями и горестями, получая в ответ утешение, похвалу, ласку, нужные слова. Людмила Ивановна любила нас, верила нам, и мы это чувствовали и старались платить тем же. Она готовила нас к взрослой жизни, ведь хотела, чтобы мы стали отзывчивыми, образованными и, что самое главное, счастливыми людьми. Многие из учеников Людмилы Ивановны стали учителями, врачами, нефтяниками, банковскими и офисными работниками, государственными служащими, программистами, инженерами. Открывая для нас мир, учитель учила нас жить в этом мире. И спустя многие годы я понимаю, что мои успехи и достижения в жизни это не только плод моих стараний и моей семьи, но и заслуга первой учительницы, во многом определившей мою дальнейшую педагогическую судьбу, привнеся в неё свой преподавательский опыт.
За свой труд Людмила Ивановна Павленко награждена многочисленными почётными грамотами и благодарственными письмами, имеет звание «Отличник Народного просвещения», «Отличник Просвещения СССР», «Ударник 9 пятилетки СССР». Пройдя обучение, получила медаль «Учитель-методист», что позволило совмещать основную работу с деятельностью внештатного методиста районного отдела образования, в составе комиссий выезжать на аттестации и проверки школ. Была представлена к награде «Заслуженный учитель РСФСР» и уже даже в газетах об этом писали, все поздравляли, но толи по волею случая, толи по чьей-то халатности, её документы были утеряны, а когда они нашлись — время ушло и их не удалось направить вовремя на подтверждение в Москву. Так сложилось и историю уже не перепишешь, а самой дорогой наградой для учителя остаётся благодарность её учеников. И бывшие воспитанники всегда с радостью встречаются со своей любимой учительницей, поздравляют с праздниками.
Людмила Ивановна около пятидесяти лет озаряла светом учения своих учеников-малышей. Нескончаемая энергия и нетлеющий огонёк знаний горит в учительской душе и по сей день, но сократилось количество классов в школе и не осталось часов, пришлось уйти на заслуженный отдых. Тяжело переживала она этот период в своей жизни, очень скучала по школе и своим ученикам, но прошло время, и уже привыкла. С большим удовольствием Людмила Ивановна помогает соседским мальчишкам и девчонкам в решении сложных задачек и написанию сочинений, подсказывает молодым родителям секреты приобретения новых знаний и учебных навыков их детьми.
Людмиле Ивановне удавалось делать мир ярче не только для своих учеников и их родителей, но и своей семьи. Более полувека, прожив душа в душу в браке с Виктором Абрамовичем Павленко, они подняли «на ноги» двоих замечательных детей, сына и дочь, вынянчили внуков, а сейчас Людмилу Ивановну радует правнучка. Внучка Вика реализует мечты своей бабушки, она отлично окончила первый курс мехмата и с удовольствием продолжает обучение.
Быть настоящим учителем — это талант, это не прост
о профессия, которой можно научиться, а призвание, с которым нужно родиться и жить. От имени всех первоклашек я хочу поздравить с Днём учителя любимого педагога и сказать огромное спасибо Людмиле Ивановне за всё, что она сделала для нас, мы всегда будем помнить свою первую учительницу, вторую маму. Оставайтесь такой же энергичной, молодой и щедрой душой. Низкий Вам поклон!