Домашнее рукоделие — одно из древнейших видов рукоделия. Навыки рукоделия передаются из поколения в поколение. Общаясь с умелицами, я часто слышу, что первые уроки шитья, вышивки, вязания им преподали в семье – мамы, бабушки, тёти или старшие сёстры. Сегодня, понятие «домашнее рукоделие» расширилось. К нему, кроме традиционных шитья, вышивки и вязания, можно отнести цветоводство, создание разнообразных украшений для садового участка, двора.
Жительница хутора Ленинский, Любовь Ефремовна Гривнёва, призналась, что самое её большое увлечение – цветоводство. Её двор всегда радовал глаз проходивших мимо буйным цветением разнообразных цветов. Самых обычных, которые растут практически в каждом дворе. Но композиции составлены так, что создаётся впечатление – это не простые, земные цветы, а цветы – небожители.
— Мы с мужем с удовольствием украшали цветник кашпо, вазонами, выполненными из автомобильных шин.
А в 2000 году случилось то, чего Любовь Ефремовна никак не ожидала – у неё диагностировали онкологию. Потянулись дни, недели и месяцы борьбы с этим заболеванием. Настало время, наполненное надеждой и отчаянием, верой и безверием, что победа останется за ней.
— Иногда от всех мыслей «Что будет дальше? Кто победит болезнь меня или я её?» просто опускались руки, нападала апатия, и не хотелось бороться. Даже любимые цветы уже не радовали, да и физически за ними я не могла ухаживать. Мой лечащий врач посоветовала заняться рукоделием — вышивкой или вязанием, говорила, что это меня отвлечёт от грустных мыслей. Я подумала: «А почему бы и нет?!». Дети приехали, привезли первую вышивку, показали принцип. И, знаете, это помогло. В ходе работы все негативные мысли стали отходить, начала появляться уверенность, что всё будет хорошо. Так моя первая работа «Оленёнок», очень простая в исполнении, поддержала меня. А я заинтересовалась, увлеклась. Дальше пошли работы уже более сложного уровня, ко мне пришёл опыт. Самая сложная работа в моей коллекции «Тройка», в ней множество оттенков, еле заметных глазу. Много работ я раздарила. Сейчас я занимаюсь шитьём, шью фартуки, перешиваю старые вещи. В молодости я вязала: носки, свитера, костюмчики и платья. Вязала и дочкам, и мужу, и себе. Вязать меня научила мама. Помню, мне долго не давалась «пятка» в носках. Я никак не могла понять принцип её вывязывания. Мама терпеливо мне раз за разом показывала, рассказывала.
Мама Любови Ефремовны, Ева Григорьевна Нестерук (в замужестве Баран) родом с Западной Украины. В годы её юности, каждая девушка готовила себе приданое.
— Так было принято, мама прекрасно вышивала гладью. Я до сих пор помню рушники, наволочки, пододеяльники, занавески, вышитые её руками гладью и украшенные кружевами, сплетёнными крючком. Сколько любви, труда и терпения вкладывала она в каждое изделие! Кроме того, мама не только вязала, но и пряла. Ниточки у неё выходили тоненькими, ровными, вязать было одно удовольствие.
Любовь Ефремовна призналась, что выросла она в семье, в которой у всех «руки росли откуда надо».
— Папины предки до 1939 года жила «за Польшей» (часть Западной Украины относилась к Польскому государству). Жили зажиточно, имели свою лавку, мой прадед Дорофей скорняжничал, сам выделывал шкуры, шил из них шапки, шубы. Его сын, мой дед Онуфрий Дорофеевич Баран тоже скорняжничал, плотничал. Но он погиб в боях с фашистами в Калининградской области. Мой папа Ефрем Онуфриевич Баран был старшим сыном и внуком, первым помощником и многому научился и у деда, и у отца. Ещё он был парикмахером и сапожником. В семидесятых годах он сапожничал, тачал сапоги, шил тапочки на заказ. Вместе с мамой они шили меховые шапки. Многие жители района у них заказывали. Мой брат Анатолий прекрасно рисовал. Родители ему покупали масляные краски, холст. Уже готовые картины папа оформлял в рамки, сделанные своими руками. Родители всегда поддерживали наши таланты.
Сама Любовь Ефремовна прекрасно поёт, и в юности мечтала поступить в Ростовское училище культуры. Но не сложилось. Она, уже будучи замужем, закончила отделение декораторов-оформителей заочного Народного университета культуры им. Н. Крупской. И по сей день Любовь Ефремовна удивляется, откуда у них с братом талант к рисованию, кажется ни у кого из предков бабушек и дедушек, родителей, дядей и тётей он явно не проявлялся.
— Не пришлось мне поработать декоратором-оформителем, в нашем хуторе эта профессия оказалась невостребованной. Пришлось получить вторую профессию – бухгалтера.
Любовь Ефремовна на судьбу не в обиде. У неё есть увлечения, которые дарят радость не только ей, а также родным и близким, соседям и просто знакомым. И очень хочется верить, что знакомства с её новыми работами нас ещё ждут впереди. И верю — эти работы будут прекрасными!