В архиве Весёловской межпоселенческой библиотеке хранятся воспоминания нашего земляка, защитника Сталинграда, участника освобождения Весёловского района от немецко-фашистских захватчиков в январе 1943 года, Алексея Спиридоновича Бейдина.
— Судьба моя схожа с судьбами миллионов соотечественников. За все мои прожитые годы (в год 55-летия освобождения Ростовской области А.С. Бейдину исполнилось 84 года) пережито и испытано не Дай Бог.
Уроженец я хутора Новосёловка. Родители: мать Горпина Михайловна и отец Спиридон Фёдорович крестьянствовали. В семье росли четверо детей, была ещё бабушка. Заглядывая вперёд, скажу: старший брат Василий и меньший Сергей, кадровый военный, воевали в Отечественную. Погибли.
Закончил четыре класса. В колхозе пахал, сеял, пас скот. Вернулся из армии, устроился на конезавод — он был организован близ хутора Маныч-Балабинка.
Вдруг — беда с матерью. За памятное многим из старшего поколения собирание колосков, голод заставлял, мать посадили. Но судьба смилостивилась, да сама оборотистой была — смогла от отсидки за решёткой уйти.
Организовалась МТС. Стал я шофёром, водил полуторку «ЗИС».
Война! Ушёл на фронт, довелось со всем народом хлебнуть лиха. «Путь — дорожка фронтовая…» — знаете, конечно, эту песню. Из-под Харькова отступал пешком до Клетской.
Товарняком отправили нашу группу в Москву. Попал в формировавшийся 5-й танковый корпус водителем грузовика. Водил американскую машину «Студебеккер» — по тем временам удовлетворявшая нас техника повышенной проходимости.
Так начался отсчёт моих многих, многих тысяч километров с танкистами. Постепенно танки, стоявшие на вооружении нашей армии с начала войны, сменялись более совершенными Т-34. Ну а моей и моих сослуживцев — шофёров задачей было своевременно обеспечивать нашу бронеударную силу горючим, боеприпасами. Поэтому фашисты охотились за нами, брали на прицел орудий, гонялись «Мессершмиты», «Юнкерсы». Но «баранку не бросал шофёр.
От Сталинграда погнали мы врага на Донскую землю, взяли Большую Мартыновку. Сердце билось: мы подходили к отчим местам, к Весёловскому краю. И вот — Свобода, Маныч. Как встречали нас земляки! Слёз и восторгов было не унять. Женщины, старики, дети, все пережившие оккупацию, обнимали советских бойцов, припадали к плечу, преподносили последнее, чем располагали. Сообщали о том, как движется противник, где его узлы сопротивления, как лучше сломать его сопротивление.
Оживали пустовавшие пригитлеровские хутора. Были бои, но всё-таки смог повидать кое-кого из родных, близких…
Вот оно — радостное свидание с Малой Родиной, наступивший час нашего торжества, возмездия пришельцам с Запада, посеявшим на мирных наших просторах горе, разорившим накопленные трудом народа богатства… Как всякие гудерианы не бахвалились чернокрестными «пантерами», чудовищными «тиграми» — мы их победили и взяли верх! Помню горевшие, развороченные нашей сталью в знаменитой Прохоровке на Курской Дуге те самые «непобедимые» армады, о которых Гудериан ликующе писал: «Внимание, танки». Наша команда звучала выразительно грозно: «Танки, вперёд!»
Перед глазами маршруты по Украине — Кривой Рог, Полтава и далее. Помню, на станции Александровка мне пришлось освобождать сахарный завод, на плечах вынести и увезти для снабжения танкистов мешки со сладким довольствием. Обычное на войне дело. За это к моим наградам, медали «За оборону Сталинграда» и другим, прибавилась медаль «За боевые заслуги». Горжусь и другими знаками воинской славы, которыми Родина отметила меня: медалями «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», орденом Отечественной войны и иными солдатскими регалиями.
Был направлен я вместе с фронтовыми товарищами и на разгром японских милитаристов. Не успел…»
В мирное послевоенное время Алексей Спиридонович Бейдин полвека проработал шофером в РайПО и почти столько же прожил со своей супругой Ольгой Михайловной, солёновской уроженкой, ветераном тыла. Дети, внуки, дом, хозяйство. Ветеран А.С. Бейдин верил, что не пойдут даром заботы, труды, ратные жертвы ветеранов Великой Отечественной войны, его фронтовых боевых товарищей…
Материал страницы предоставлен Весёловской межпоселенческой центральной библиотекой
***
фото: Студебеккер-заправщик;Алексей Спиридонович с женой Ольгой Михайловной