В районной библиотеке собран и хранится огромный материал о судьбах ветеранов Великой Отечественной войны. Воспоминаниями о ветеранах, воспоминаниями самих ветеранов о тех тяжёлых, но вместе с тем героических годах Великой Отечественной войны делится ведущий библиограф Весёловской межпоселенческой библиотеки Л.А. Колесникова. Сохранённые в архиве воспоминания ценны ещё и тем, что людей, о которых идёт речь, рядом с нами уже нет. А помнить о них мы, родившиеся в послевоенные годы не просто должны, а обязаны!
Иван Иванович Журавлёв родился 25 января 1925 года в хуторе Каракашев. Вспоминая детские годы, военные и послевоенные, ветеран, инвалид Великой Отечественной войны всегда подчёркивал, что ничего героического в его судьбе нет и не было, «жил и воевал как все». А как это «как все»?
— Очень просто, как самый старший из четверых детей смотрел за младшими, управлялся по хозяйству и в огороде, ведь родители работали в колхозе «Возрождение» и на домашние хлопоты у них практически не оставалось времени. Четыре класса я закончил в Каракашеве, дальнейшее обучение проходил в Весёлом. Пока позволяла погода, ходил в школу из дома пешком, когда наступала непролазная грязь, определяли на квартиру. Летом работал вместе с родителями в поле. В поле же 22 июня 1941 года я и узнал, что началась война. Отца, Ивана Дмитриевича, практически сразу призвали на фронт, где он и пропал без вести. Где воевал, как погиб — не знаем. До войны мы жили — горя не знали, хозяйство развивалось быстро, колхозники не голодовали, да и, собственно говоря, своё подсобное хозяйство тоже поддерживало неплохо. Особенно трудно пришлось в оккупацию, когда враг себя считал хозяином в нашем доме, на нашей земле. Мне полегчало, когда в начале февраля 1943 года я получил повестку. На фронте я смогу отплатить врагу за все унижения и беды.
Но не сразу Иван Иванович попал на фронт. Пришлось сначала пройти месячные курсы в хуторе Грушёвка, что под Новочеркасском, из которых он вышел младшим сержантом и командиром стрелкового отделения был направлен на Миус. 5 марта 1944 года получил серьёзное ранение — сквозное пулевое проникающее ранение в грудь.
— В тот день мы шли в атаку, — вспоминал Иван Иванович. — Впереди командиры отделений, среди них и я. Взмахнул рукой, позвал бойцов в атаку, а метров через пятнадцать упал, «встретился» грудью с вражеской пулей… Повезло, что не задело нерв, и спасибо инструктору, который не оставил меня под огнём.
От такого тяжёлого ранения И.И. Журавлёв лечился полгода, но ни о каком возвращении домой после ранения 19-летний боец и слышать не хотел, немного оправившись, снова вернулся в строй. Как командир отделения пулемётчиков-автоматчиков 101-й стрелковой дивизии прошёл с боями Румынию, Югославию, Венгрию. Было всё — тяжелейшие бои, тонущие лодки, танки и весть о долгожданной Победе. Победу Иван Иванович встретил в Австрии.
— Весть о Победе, честно говоря, мы ждали со дня на день и всё равно, она стала для меня неожиданной. И я, сегодня могу признаться, впал в какое-то оцепенение от этой вести. Наконец-то конец войне, я жив и впереди у меня мирная жизнь!
Демобилизовавшись, И.И. Журавлёв вернулся в родной хутор, работал в колхозе учётчиком, своими руками практически из ничего построил дом. В 1948 году женился, работал. За трудовые успехи не раз был награждён грамотами и премиями. Но всё же у Ивана Ивановича больше всего военных наград: ордена Отечественной войны, Славы, Георгия Жукова, медали «За отвагу» «За победу над Германией», «За взятие Будапешта», юбилейные медали. Четыре раза боец И.И. Журавлёв получал именные Благодарности главнокомандующего И.В. Сталина: за освобождение Измаила, за форсирование Тиссы и Дуная, за овладение городами Будапешт, Кеста, Секейсфекервар и крупным железнодорожным узлом Сальцок, за разгром танковой группы на юго-западе Венгрии.