Так принято было считать до революции. Казаки участвовали во всех войнах Российской империи и неизменно приносили ей славу. Новая власть смотрела на них иначе. Казаки — опора царизма!
24 января — страшная дата в истории казачества. Чуть более века назад, 24 января 1919 года, было подписано циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП(б) «Об отношении к казакам», положившее начало красному террору против казачества. В истории России последовавшие за этим события получили название «расказачивание». Одновременно была развернута кампания обоснования террора в большевистской печати. Например, в феврале 1919 г. газета «Известия Наркомвоена» (выходившая фактически под прямой редакцией Троцкого) писала: «У казачества нет заслуг перед русским народом и государством. У казачества есть заслуги лишь перед тёмными силами русизма… По своей боевой подготовке казачество не отличалось способностями к полезным боевым действиям. Особенно рельефно бросается в глаза дикий вид казака, его отсталость от приличной внешности культурного человека западной полосы… «
Ни перевоспитывать, ни большевизировать «контрреволюционное» казачество большевистские вожаки не собирались. Они решили его уничтожить как таковое.
В России до 1917 года довольно компактно (по территориям 12-ти казачьих войск) проживало более 6 миллионов казаков. Идеологи «мировой революции» объявили их «опорой самодержавия», «контрреволюционным сословием». Первые карательные акции были организованы большевиками сразу после октябрьского переворота — силами „интернационалистов» (особенно латышей, мадьяр, китайцев), «революционных матросов», горцев Кавказа, иногороднего (т.е. неказачьего) населения казачьих областей.
Первыми декретами Советская власть отменила сословные привилегии и отдала землю народу. Льготы, данные царями за верную службу по охране границ, по защите Отечества на фронтах всех войн, вызывали зависть. На территории Области Войска Донского казакам принадлежало 4/5 всей земли, а казачье население составляло всего 43 %. Казаку полагался земельный надел в пять раз больший, чем у не казака. Не только казачья земля была бельмом на глазу у новой власти. Область Войска Донского была государством в государстве — у казаков были свои порядки, свой суд, своя система хозяйства. Eсли где-то могли собраться силы, способные противостоять Советской власти, то это был Дон. Именно сюда в первые же месяцы после революции были отправлены войска из Петербурга — именно здесь новая власть собиралась давить контрреволюцию самым жёстким образом. В результате карательных мер казаков, по приблизительным подсчётам, только на Дону погибло около миллиона человек — это 35% населения. В некоторых станицах было уничтожено до 80% жителей. Свидетельство посланного на Дон московского коммуниста М. Нестерова: «Партийное бюро возглавлял человек. который действовал по какой-то инструкции из центра и понимал её как полное уничтожение казачества. Расстреливались безграмотные старики и старухи, которые едва волочили ноги, урядники, не говоря уже об офицерах. В день расстреливали по 60-80 человек. Во главе продотдела стоял некто Голдин, его взгляд на казаков был такой: надо всех казаков вырезать! И заселить Донскую область пришлым элементом… «
Многих казаков выслали из станиц, освобождая земли для неказачьего населения. Многие казаки покинули родные места по собственной воле, спасая детей, отрекаясь от всего, что было раньше. Одни уезжали на чужбину. Другие остались в России, но перестали называть себя казаками и ничего не рассказывали своим детям о том, откуда родом, кем были раньше.
Но было немало таких «советских казаков», которые бережно хранили память о предках, и с гордостью продолжали называться казаками. Именно благодаря этим людям казачество дожило до наших дней. Именно их настойчивость и упорство помогли добиться снятия ограничений на службу казаков в Красной Армии, а позже прославить казачество на фронтах Великой Отечественной войны. Когда вставал вопрос о необходимости защиты Отечества от врага — казаки брали в руки оружие и вставали на его защиту. Неувядаемой славой покрыл себя за годы Великой Отечественной войны 5-й гвардейский кавалерийский Донской казачий корпус. Над одним из полков корпуса с 1943 года шефствовал Весёловский район. В составе 5-го Донского корпуса воевали казаки из Весёловского района: Кущёв, Коноплёв, Пиляев, Приймак, Люто
в -всего 86 добровольцев.
После войны казачество оказалось не у дел. В мирное время казаки словно растворились среди других народов, исчезли, ушли в легенды. Это было обманчивое впечатление. Когда в 1991 году появился закон Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов», и в нём были упомянуты казаки, их потомки подняли головы и начали возрождать казачество. Дело это оказалось трудным. За 72 года многое было утеряно, многое утратило своё значение. Но казаки — народ упорный. Они старательно собирают по крупицам знания о культуре, языке своего народа, восстанавливают то, что ещё подлежит восстановлению.
В Весёловском районе в настоящее время действует юртовое казачье общество «Весёловский юрт», станичное казачье общество «Весёловское», во многих хуторах района существуют хуторские казачьи общества.
25 января в память о казаках — жертвах репрессий и геноцида, в храме Успения Пресвятой Богородицы была проведена заупокойная панихида по безвинно убитым казакам, живот свой положивших за веру и Отечество, а также погибшим в годы массовых репрессий и геноцида казачества. Службу провёл настоятель храма иерей Ростислав. На службе присутствовали: атаманы ЮКО и СКО Весёловского района, члены казачьей дружины Весёловского района во главе с командиром, старейшины ЮКО «Весёловский юрт», сотрудники ГКУ РО «Казаки Дона» по работе с казачьими обществами Весёловского района.
31 января в Весёловской библиотеке для старшеклассников ВСОШ № 2, имеющей статус «казачье» прошёл час памяти «Помни своих предков, казак!», на котором присутствовали: атаман станичного казачьего общества «Весёловское», командир казачьей дружины Весёловского района подъесаул Р.А. Батюшин, казак станичного казачьего общества «Весёловское» подъесаул Ю.В. Горячев; начальник сектора государственного казённого учреждения Ростовской области «Казаки Дона» по работе с казачьими обществами Весёловского района, старший урядник С.П. Васюков.
Ю.В. Горячев поделился с ребятами историей своего деда, казака Багаевского юрта, услышанный от бабушки, также донской казачки.
— Бабушка очень редко говорила о своём муже, время было тогда такое. В начале прошлого века они жили в хуторе Платов, сегодня это хутор Свобода. В 18-м году большевистские комиссары арестовали его и ещё нескольких казаков. Арестованных должны были отвезти в Багаевку. Через несколько дней пастух обнаружил труп деда возле паромной переправы через реку Маныч. Дед, зная, что его впереди ждёт, решил сбежать. Бабушка долгие годы не говорила, что мы казачьего рода — опасалась за жизнь своих детей, внуков. В первые годы Советской власти об этом было опасно говорить, могли казнить за то, что в хате нашли просто казачью папаху. Сегодня мы стараемся сохранить самобытность казаков, имена наших предков. Вы, подрастающее поколение, ещё можете расспросить бабушек и дедушек, прадедов о казачестве. Каждая крупица знания истории казачества, казачьего быта сегодня бесценна. Надеюсь, что мы ещё с вами встретимся, поговорим о роли казаков в становлении Государства Российского, о роли казаков в его защите.