Нелегкая доля простой труженицы
Человек, отмечающий 90-летний юбилей, достоин стать легендой. И это не зависит от того, был ли юбиляр знаменит, совершил ли геройский поступок, создал ли нечто особо важное. 90 лет — это почти целая эпоха!
И сколько довелось нашим юбилярам пережить за столь продолжительный период их жизни, сколько увидеть на своем жизненном пути, мы, их последователи, можем только предполагать. Но, как говорится, из песен слов не выкинешь, и каждый эпизод прошлого ценен и важен. О непростой судьбе сельской труженицы Любови Ивановны Пархоменко мы услышали в канун её 90-летнего юбилея. И оказалось, что у женщины, как и у большинства людей старшего поколения, позади большой и трудный жизненный путь, наполненный настоящими подвигами.
Подобно киноленте всплывает в памяти нашей юбилярши эпизоды из прошлого, сменяя друг друга года, оставляют в истории свои страницы. Вот самое начало – ноябрь, 1934 года. На свет появилась она, Люба, старшая дочь в семье Ивана Кононовича и Агафьи Григорьевны Штепа. Оба родителя трудились на благо родного колхоза: он – тракторист, она – рабочая. Работали от зари до зари: держали скотину, возделывали землю. В их союзе царил мир и лад. А вскоре родилось в семье ещё двое сыновей – Алексей и Василий. Но, к сожалению, каким бы добрым и светлым ни было их семейное счастье, детство детей того времени не было безоблачным. Очень рано они остались без главного человека в их жизни — отца. В памяти нашей героини сохранились лишь обрывочные воспоминания о том, как в 41-м, одной из первых повесток, призвали на фронт отца. А через месяц связь с ним уже была утеряна. Убитая горем мать писала письма в надежде услышать, что жив, здоров любимый муж… Но в ответ тишина. А потом, как приговор: «Рядовой Штепа пропал без вести»… И больше ни строчки, ни весточки. Так дети остались без отца, на хрупких плечах обессилевшей от горя женщины. Главной её помощницей стала 8-летняя дочь Люба. Она помогала матери в присмотре и уходе за старшими братьями, наводила порядок в доме, хлопотала по хозяйству.
А когда в хутор вошли немцы, дети, сидя на окнах, встречали с опасением оккупантов. Считалось, что захватчики не любят, когда в доме много детей и не будут селиться там. Так и сложилось. Обошла стороной их серая туча ненастья. Но, как ни крути, время досталось им трудное, голодное. Любовь Ивановна вспоминает, как стойко мать сносила все сложности, любой ценой находила возможность накормить и согреть своих детей. Она любила их всей душой, жалела, оберегала, не ругала. Как миновала беда, женщина брала детей на балку, где они сажали для семьи овощи, ухаживали за всходами. Вели домочадцы и большое подсобное хозяйство. В их дворе всегда был крупный рогатый скот, свиньи, птица. Трудиться детям и хозяйке приходилось с утра до вечера. Но зато, что такое голод, они не знали.
В трудах и заботах пролетали годы, детки подрастали. И вот настало время для их шага во взрослую жизнь. Окончив 4 класса, ещё совсем ребенок, Люба пошла на работу в колхоз. Там ей довелось испробовать различные трудовые поручения: собирать урожай, работать прицепщицей, скирдовать сено на копнителе, раскладывать силос.
— Вот нажму на рычаг — вспоминает женщина, — а копнитель не выкидывает сено. Прыгаю в него, пхаю-пхаю всё наружу. Пока выпхаю, глядь, а я уже в соломе на земле. Бегом за комбайном, обтрушиваюсь. Только добегу, и снова прыгаю в копнитель, опять пхаю. Такая техника была… А как-то сетку тягали по полю и под ней солома загорелась. Мы тикать, а нам вдогонку: «отцепляйте скорее трактор, спасайте технику!». Вернулись, взялись все дружно тушить, всё обошлось.
С хорошей стороны зарекомендовала себя девушка. Пользовалась она уважением и добрым отношением у тружеников села. Более 25 трудовых лет она работала в поле и на колхозной кухне, оставив всё своё здоровье во благо высоких показателей труда всего коллектива. А потом, в один из дней велели ей идти кормить детей при школе. И она пошла, да так и осталась там трудиться до самой пенсии. Опытная кухарка готовила борщи, супы и каши, сочные котлеты и любимую всеми выпечку.
— Мне нравилось кормить людей. Поначалу я готовила на производственную бригаду трактористов, шоферов, рабочих, а потом управляющий велел идти кухарить на детей. Для меня это было не трудно. Сколько я работала, никогда плохого слова никто не сказал, ни в колхозе, ни в школе. Всё съедали и благодарили.
Любовь Ивановна очень скромный, добрый человек, всю свою жизнь посвятившая благу других. А подчас, питаясь в детские годы в школьной столовой, мы даже и не задумывались, каким невероятным трудом давалась приготовленная тарелка борща добросовестному повару. Сколько переживаний стояло за приготовлением, казалось бы, простых, но таких вкусных блюд, которыми угощали нас в школьные годы. Впрочем, все беспокойства Любови Ивановны были напрасными и не имели отношения к тем блюдам, которые повар готовила: они, как всегда, были вкусными. Вместе с тем, Любовь Ивановна никогда не боялась труда. В последние годы женщина также трудилась в пришкольном интернате ночной няней и выполняла обязанности техслужащей. Ей регулярно объявляли благодарность за добросовестное отношение к служебным обязанностям и вручали символические подарки.
За плечами у нашей юбилярши осталась трудная и достойная жизнь. На работу женщине всегда везло, да и справлялась она с ней легко и достойно. А вот в личной жизни пришлось ей хлебнуть с лихвой горя — неудачное замужество и ребенок-инвалид стали ответственной тяжелой ношей в ее судьбе. Но женщина никогда не сдавалась. Она стойко встречала все удары судьбы. Крепкой опорой в её жизни стала родная мама, растившая вместе с дочерью внучку Светочку, страдавшую тяжелым недугом и нуждавшуюся в постоянном уходе. В свою очередь, Любовь Ивановна всегда была прекрасной мамой для своей дочери. Она никогда надолго не расставалась с ней. И даже, если случались непредвиденные обстоятельства в жизни, то за её девочкой всегда присматривали добрые люди, такие, как её соседи, семья Барановых Галины Витальевны и Николая Михайловича. Более 40 лет они дружат дворами, являются настоящими помощниками и надежными товарищами друг другу. И это подтверждается не только на словах, но и на деле.
— Так сложилось, что помочь нашей юбилярше больше некому – делится Галина Витальевна. — Племянники далеко, не приезжают, а дочь сама требует присмотра и ухода. Любовь Ивановна прожила трудную жизнь, но как бы ей сложно и горько не было, свою ношу она всегда несла сама. Это человек огромной силы характера, закалки, силы духа. Но из-за тяжелого труда у нее нынче надорвано здоровье. Совсем недавно Любовь Ивановна боролась с тяжелым недугом и только благодаря участию специалистов нашей районной больницы и фельдшера Позднеевского ФАПА, Татьяны Ославчук, мы смогли ее поставить на ноги. И это в прямом смысле. Долгое время Любовь Ивановна не могла ходить. Сейчас же наша юбилярша уже поднимается с кровати, может выйти на улицу и приготовить покушать. Чем можем, мы всегда помогаем, всегда рядом и соцработник Валентина Потанина, за что ей огромная благодарность.
Также, о силе духа нашей юбилярши говорит и то, что до недавнего времени печь в доме она топила своими силами – дровами и углем. И лишь с появлением Президентской программы социальной газификации, благодаря всесторонней поддержке семьи Барановых, в доме пенсионера стало тепло и уютно.
— В свой юбилей, я мечтаю о хорошем, – признается юбилярша. – Я благодарна всем добрым людям за помощь нашей семье, за внимание. И пусть нам со Светой, конечно, сейчас приходится непросто – дом требует мужских рук, всё валится, нет у нас и бытовых удобств, у меня уже силы не те, — но я прошу Бога об одном, чтобы дал мне возможность подольше пожить, потому что Света без меня не сможет.
Вероятно, в этом и кроется секрет долголетия нашей юбилярши. Вопреки всем сложностям судьбы, выпавшим на её долю, Любовь Ивановна Пархоменко не сдаётся возрасту. Держится и выглядит хорошо, на всё смотрит с оптимизмом, радуется жизни при любых обстоятельствах, как бы трудно ни приходилось. Выжив в нелёгкое время, испытав тяжесть военных лет, посвятив свою жизнь родным и близким, беззаветно трудясь на благо Отечества, наша героиня получила главную заслугу – быть любимым, уважаемым, честным и бескорыстным человеком. На таких скромных людях, которые и не задумываются, что совершили великий подвиг, и зиждется земля наша.
Ольга Маринина