Четыре мучительных года… Eсли когда-нибудь в языки мира войдёт русское слово «подвиг», в том будет доля и свершённого в годы войны женщиной, державшей на своих плечах тыл, сохранивших детей, защищавшей страну вместе с мужчинами.
В канун 55-летия Великой Победы Наталье Кондратьевне Веденеевой присвоили очередное воинское звание — лейтенант запаса. Присвоили за патриотическое воспитание молодёжи. Было это в 2000-м году. А звание младшего лейтенанта медицинской службы ей присвоили в июле 1941 года…
Она и её подружки, только что сдали последний преддипломный экзамен — хирургию. Война. Через неделю вся её группа в полном составе ушла на фронт.
— Конечно, начало войны было большим испытанием для неё и её подруг. Но жизнь Кондратьевны (так уважительно и с любовью называет свою бабушку одна из внучек Натальи Кондратьевны, Ольга Владимировна Гладилова) и до этого момента была нелёгким испытанием. Eё рассказы о детстве у меня всегда вызывали слёзы. Наталья Кондратьевна Александрова (в замужестве Веденеева) родилась 8 сентября 1924 года в Ростове. Жила семья на Пушкинской. Eё мама, моя прабабушка Оля умерла рано, и четверых детей тянул прадед Кондрат. Тянул сам, свою судьбу ни с кем не связывал. Тянул до 1937 года, до того момента, когда его по доносу не забрали как врага народа. Правда, в чём заключалась эта «вражесть» бабушка не понимала до конца своей жизни. Прадед Кондрат не был партийным, не занимал никаких ответственных постов, должностей. Он был певчим в церковном хоре и одновременно работал сторожем при этой церквушке. Прадеда увели ночью, а наутро троих малолетних детей Наталью, Eлизавету и Бориса отправили в детский дом им. Сталина для детей «врагов народа» расположенный в Ростове. Старшему сыну Владимиру на тот момент уже исполнилось 16 лет. После ареста отца он взял фамилию матери Брославский и её отчество. У него, как и у отца был красивый, сильный голос, отличный музыкальный слух. Дядя Володя стал оперным певцом — поступил, не знаю, как правильно назвать, в культурно-просветительное училище, закончил его и впоследствии работал в Оренбургском театре оперы. У нас сохранилась его единственная фотография.
Кондратьевна закончила восемь классов и сразу после выпускного вечера руководство детдома собрало её нехитрые пожитки, состоявшие из смены белья, в узелок и выставило за дверь — иди куда хочешь и, как хочешь, живи. Родных в городе у бабушки не было, не было и жилья — в родительский дом на третий день после ареста отца въехала другая семья. Детям тогда из вещей, фотографий, документов ничего взять не разрешили. Бабушка до последнего дня была уверена, что донос на прадеда был написан именно ради получения жилплощади. В то время Кондратьевну приютила немка Анна Карловна Вагнер, работавшая дворником при доме, стоявшем рядом со школой, где учились детдомовские. Она-то и отвела бабушку в приёмную комиссию при медучилищи. Бабушка успешно сдала приёмные экзамены и стала студенткой. По окончании училища она должна была получить диплом фельдшера-акушера. Но не судьба. Весь курс направили на фронт. Для этого многим из них, в том числе и бабушке, приписали лишний год. Бабушка вспоминала, что их погрузили в вагоны и повезли. Но не всем было суждено тогда добраться до фронта — состав разбомбила немецкая авиация. В числе уцелевших была и Наталья Кондратьевна.
На фронте Наталье Кондратьевне думать о себе было некогда. Раненые шли сплошным потоком. Наталья Кондратьевна сопровождала их при перевозке на санитарном поезде от фронта до госпиталя, который был в глубоком тылу. Санитарных вагонов не хватало, и раненых грузили в товарные вагоны. В одной из таких поездок, когда на бреющем полёте немецкие самолёты разбомбили санитарный вагон, она была тяжело ранена. В госпитале «сестричка», как ласково её называли раненые, провела год. Потом снова ушла на фронт. И, хотя, на фронте расстановка сил поменялась -наши войска пошли в наступление, работы у медицинской службы меньше не стало. С тяжёлыми боями шли по Сумской области, Львовщине… Направление было одно — на Запад. На польской земле Наталья Кондратьевна получила награду за свой ратный подвиг — орден Красной Звезды.
— Под конец войны бабушка получила второе ранение. Но в строй она уже не вернулась — осталась в этом госпитале старшей медсестрой. Там-то она и познакомилась с Дмитрием Ивановичем Веденеевым. В декабре 1945 году бабушка вернулась в Ростов. Вернулась вместе со своим будущим мужем. Родительский дом, к счастью, уцелел, и в нём никто не жил, и даже сохранилась кое-какая семейная мебель. В начале 1946 года бабушка Наташа и дедушка Дмитрий поженились. Дед был военный и по партийной линии через год его направили в Ярославскую область на родину деда. Там у них родилась дочь. Время тогда было тяжёлое, голодное, девочка не выжила. В 1948 году родился сын Владимир, в 1951 году моя мама Татьяна. В том же году деда перевели в Родионово-Несветайский район. В 1954 году направили на работу в Весёловский район. Бабушка с первого дня прибытия в Весёлый пошла работать в больницу. Немного поработала в хирургии, потом перешла работать на «скорую». В 1962 году родился младший сын. На «скорой» Кондратьевна проработала вплоть до выхода на пенсию. Окончательно вышла на пенсию в 60 лет. Но «порвать» с медициной ей не удалось — её пригласили работать в колхоз «Победа» медсестрой в колхозный гараж. В течение десяти лет бабушка «выпускала» водителей на линию. Перед выездом проверяла самочувствие водителей, давление и подписывала путевые листы, давая разрешение на выезд. Бабушка ушла из жизни 5 апреля 2008 года. У неё шесть внуков, восемь правнуков и одна праправнучка. В сентябре 2019 года ей бы исполнилось 95 лет.
Мы, её внуки, очень любили бабушку Наташу. Часто в детстве я могла собрать учебники, одежду и объявить родителям, что поживу у бабушки недельку — другую. О своей жизни бабушка всегда рассказывала ненавязчиво, как бы между делом, без нравоучений. Eё рассказы я слушала как увлекательную повесть. К сожалению, сегодня многие даты, имена у меня стёрлись из памяти. Но и то, что осталось, я стараюсь передать своим детям и буду стараться передать внукам. Уже с возрастом я поняла, как важно хранить историю семьи. Ведь из этих историй складывается история Родины. Звучит пафосно, но это правда.