День учителя – это профессиональный праздник преподавателей и работников сферы образования. В этот день отмечают роль и заслуги учителей, а также их неоценимый вклад в развитие общества. На страницах нашей газеты мы часто пишем об учителях русского языка и литературы, математики, истории и иных профильных специалистов школ, а вот об учителях музыки практически ничего и не писали.
Справедливости ради отметим, что профессия учителя музыки – особенная. Она требует не просто педагогических навыков, умения дать знания по своему предмету, но и творчества, причем не спонтанного, от случая к случаю, а каждодневного. Поистине непросто бывает разбудить в ребенке спящий талант, зажечь в нем желание играть, петь, танцевать – тут важно вдохновение, постоянный труд, талант.
Поэтому в особенный день замечательных наставников, которые оставили яркий след в судьбах многих своих учеников, хотелось бы рассказать об удивительном человеке, добром, душевном учителе, преподавателе по кассу фортепиано с 50-летним стажем педагогической деятельности, чья любовь к детям, энергичность, терпение и настойчивость, преданность любимому делу, чувство юмора, трудолюбие, оптимизм, открыли сотням маленьких горящих глаз удивительный мир музыки. Ирина Петровна Колесникова за свои годы профессионального труда стала концертмейстером детских душ, а её ученики объединились в настоящий оркестр достижений, открытий, таланта. Ей всегда удавалось насколько умело, тонко сопровождать своих воспитанников по стране музыкальных созвучий, что оркестр детских дарований всегда звучал слаженно, красиво, гармонично. Каждодневный, кропотливый труд педагога, требовал от неё не только больших знаний, но и душевных сил, выдержки, мудрости, огромной энергии, доброты и строгости.
Работа преподавателем по классу фортепиано была для Ирины Петровны больше, чем работа, это была её насыщенная, яркая, вдохновлённая жизнь.
Путь к Музе
Уроженка села Первомайского, Ирина Жунько (девичья фамилия педагога), всё своё детство провела на лоне природы, в гармонии сельской местности. Здесь, у местной речушки, не очень широкой, но очень глубокой, она вместе с отцом ловила рыбу, которой к слову, в те времена в речной заводи водилось видимо невидимо. Непростые условия послевоенного времени, приехавшая по распределению семья молодых специалистов-ветврачей, принимала стойко. Глава семьи – мужчина прошедший войну с ранениями, привыкший добиваться своего и принимать жизнь такой, какая она есть – очень любил музыку, которая вселяла в него веру в лучшее. Во всем поддерживала своего супруга и хранительница очага. От этого в доме был мир и лад. Поначалу молодая семья ветврачей расселилась прямо на работе, в ветлечебнице. Позднее они смогли возвести для себя дом, кладка которого, уходила к самой воде сельской речки. Здесь, с удочкой в руках, прошло много счастливых часов маленькой девочки. Прямо с кладки она закидывала удочку с мыслью «Ловись рыбка большая, ловись рыка маленькая» и очередной окунь или линь отправлялся в её ведёрко. Всё тогда было понятно и просто, как и то, что в ближайшем будущем выучится она музыке и будет играть на фортепиано. И тут, жгучее желание отца и его музыкальные гены в полной мере смогли поспособствовать осуществить задуманное.
И в положенный срок девочка была отправлена к дедушке с бабушкой в Новочеркасск. Здесь она ходила в общеобразовательную школу, посещала Новочеркасскую музыкальную школу имени Чайковского, изучала сольфеджио и музыкальную литературу, научилась играть на фортепиано. Годы учебы в детской школе искусств были увлекательными, а профессионализм педагогов помог вновь утвердиться ей в верности выбора будущей профессии. Талантлива была ученица, желания, и стремления познать нотную грамоту, у неё было хоть отбавляй, да вот одного не было – инструмента, на котором бы она могла сыграть заливистые музыкальные пассажи. Найти музыкальный инструмент по месту была задача не из легких. Не было в то послевоенное время излишек, а тем более, не стояли без дела в домах горожан музыкальные инструменты просто так. Чаще они передавались по наследству, из поколения в поколение, были семейной реликвией, на которой играли внуки и правнуки. Свой же инструмент наша героиня получила из северной столицы Родины. Настоящий немецкий рояль стоял в Ленинграде, в одной из квартир и был замечен её отцом, в одну из рабочих поездок. И только, как миновал год, пришёл черед вожделенного инструмента быть транспортированным на донскую землю.
Справедливости ради, стоит отметить, жгучее желание отца девочки, обучить её игре на музыкальном инструменте было окончательным и бесповоротным. Он безумно любил музыку, но война всё перепортила. Музыка была для него тем лучом света, который пронизывал ярким свечением искусства всю его жизнь, связанную с животноводством, грязью, специфическими запахами и звуками. Музыка погружала его в другой мир, другую жизнь, к которой теперь были причастны его дети. По наследству передав им свои устремления – дочь стала учителем музыки, сын освоил нотную грамоту и тоже играл на инструменте, племянница была обладательницей звучного, необычайной красоты голоса, — он мог слушать любимые мелодии в их исполнении. Кстати, в детстве у Ирины Петровны не было даже маленького приёмника, через который она могла бы слышать образцы звучания классических произведений и современных мелодий. И чтобы не терять зря свободное время, она бралась за восстановление здоровья домашних животных и тряпичных кукол. Мягкие животы игрушек оперировались на предмет аппендицита, ставились уколы и делались клизмы. Запах медикаментов вызывал у молодого доктора восторг. Но всему своё время. И оно стремительно шло…
Главное, чтобы музыка звучала…
Яркие воспоминания детских лет сменили впечатления осознанного школьного возраста. Окунувшись в мир музыкального искусства, Ирина Петровна навсегда поняла, что останется с ним навсегда. Просто жизнь становилась пустой, если в ней не звучала музыка. Детская школа искусств в Новочеркасске стала тем первым этапом на пути к профессии, затем была учеба в Ростовском училище искусств. А главной точкой на жизненной карте стала детская школа искусств, в которой смогла реализовать свой педагогический потенциал молодой специалист. В далеком 1975 году началось весёлое, увлекательное путешествие для учеников и учителя под названием «школьная жизнь». Такое разное и многогранное, в котором учитель является другом, наставником и примером в выборе детьми верного пути. До сих пор Ирина Петровна вспоминает свою любимую учительницу, ведущего преподавателя Новочеркасской музыкальной школы имени Чайковского, которая поддержала в ней любовь к музыке, дала сильную базу и уверенность в своих силах.
— Я всегда мечтала быть похожей на неё – вспоминает учитель. – И когда я по распределению приехала в только открывшуюся детскую музыкальную школу в станице Багаевской, мне сформировали класс из 23 учеников. Было очень сложно начинать, но я всегда вспоминала силу воли и мастерство своего учителя. Данная ею хорошая педагогическая база помогла мне освоиться и грамотно спланировать свою работу.
Школьные годы чудесные
Коллектив Багаевской музыкальной школы встретил молодого специалиста доброжелательно. Каждый предлагал помощь и поддержку. В свою очередь учитель смогла произвести хорошее впечатление, оправдать надежды и зарекомендовать себя ответственным работником среди коллег.
— Поначалу было очень сложно, – вспоминает Ирина Петровна. — Но потом распоряжением партии меня перевели на должность директора Весёловской музыкальной школы, где я проработала 3 года. А потом я вышла замуж, родились дети, стало очень сложно совмещать руководящую работу, занятия с детьми и заботу о семье. Я уволилась с должности директора и работала все последующие годы преподавателем по классу фортепиано. Выбранная профессия для меня всегда значила больше, чем работа, моя специальность – являлась состоянием души, образом мыслей, даже образом жизни. Я получала огромное удовольствие от работы с детьми, показывая им всю трогательность и проникновенность мелодий известных композиторов, готовясь с ними к мероприятиям разного уровня. Привить детям любовь к музыке, игре на музыкальном инструменте, трудолюбие и влечение к прекрасному – являлись основными задачами моей педагогической деятельности. И пусть далеко не каждый ребёнок становился профессиональным музыкантом, достигал высот в педагогической карьере, музыкальное образование давало ему ни с чем не сравнимый опыт результативного труда, формирование навыка «умения учиться», стремление к большим высотам и мастерству. На мой взгляд, дети, которые любят и понимают музыку, умственно более развиты. Пребывая в музыкальной среде, ребёнок получает разностороннее развитие, повышается его познавательная активность, совершенствуется интеллект, эмоциональная сфера. Занимаясь на музыкальных инструментах, ребёнок приучается к ежедневному труду, воспитывает силу воли и терпение, он учится чувствовать красоту, которую дарит музыка, понимать её смысл, знакомится с произведениями выдающихся музыкантов.
И действительно, ученики Ирины Петровны Колесниковой становились достойными последователями своего учителя. Имена многих из них звучали с помостов Региональных, Всероссийских, Международных фестивалей-конкурсов, они становились призерами и победителями престижных событий в области музыкального исполнительского искусства. Ирина Петровна знала, как найти правильный подход к каждому своему ученику, чтобы раскрыть его способности. Прекрасной мелодией доброты и понимания она подбирала «ключик» к каждому ученику, чтобы наполнить его внутренний мир гармонией и красотой, научить общению, сопереживанию и дружбе, помочь раскрыться его талантам.
Учитель воплощается в своих учениках
Самая лучшая награда для любого педагога – это, конечно, успехи и достижения его учеников. Ирина Петровна была наставником многих юных пианистов, ставших впоследствии уважаемыми педагогами.
— Я очень горжусь своими учениками – делится Ирина Петровна самым сокровенным. — Каждому ученику и их родителям я всегда говорила, что мы учимся для того, чтобы ребёнок мог самостоятельно играть в кругу семьи, на сцене и на любую другую аудиторию. Безусловно, мы все понимали, что не каждый ученик музыкальной школы готов связать своё будущее с музыкальным образованием, но навыки, приобретенные у нас, всегда помогали детям в их развитии. Некоторые дети порой раскрывали в себе потаённые таланты – предъявляли способности не только в игре на фортепиано, но и прекрасно пели. Но всё это каждодневный кропотливый труд. И для некоторых становится настоящим открытием, что надо учиться и трудиться. Да, есть много деток трудолюбивых и ответственных, но это далеко не все. Ответственность надо воспитывать. Для этого есть три взаимосвязанных звена: педагог, родители и сам ребёнок. Когда все объединяются, получается толк. Любые способности можно развить. А музыкальный потенциал развивается практически у всех. Конечно, гены тоже важны, но в основном это зависит от самого человека. Трудолюбие очень важно, но и поддержка с настойчивостью от родителей также нужна. Если родители пойдут на поводу у своих детей, то есть вероятность того, что когда ребёнок вырастет, он будет часто менять одно на другое. В его жизни будет много незаконченных дел – это потеря времени.
За десятилетия работы в детской школе искусств им. Н.Е. Сорокина Ирина Петровна Колесникова смогла раскрыть способности многих юных пианистов, в маленьких и больших успехах которых присутствовала невидимая частичка труда талантливого педагога и наставника.
Ныне уже всех благодарностей за подготовку юных талантов сейчас не счесть. Но и по сей день, полны признательности сердца её выпускников, освоивших профессию учителя музыки, вот имена некоторых из них: Нелли Ким, Юлия Смоловая, Яна Бараныхина, Вероника Ким, Наталья Пчелинская, Ангелина Усова, Ольга Николаева, Ирина Остапущенко и многие другие. Свой путь в сфере культуры нашла и дочь Ирины Петровны. По примеру своего талантливого педагога и надежного наставника, трудится уже много лет в родной школе искусств Ольга Викторовна Калинина. С детства она любила вслушиваться в звуки фортепиано, а повзрослев, радовала исполнением этюдов и увертюр на музыкальных инструментах, в числе которых не только фортепиано, но и аккордеон. Благодаря усердным занятиям по окончании школы Ольга Викторовна поступила и успешно освоила два отделения Ростовского училища искусств. И уже более 20 лет посвящает все силы любимому делу – обучению подрастающего поколения музыке и концертмейстерству.
Ныне Ирина Петровна находится на засуженном отдыхе. Она с ностальгией смотрит на расписанный как по нотам режим работы дочери и вспоминает, как не так давно она сама уже была с 7 утра на работе и встречала своих юных музыкантов. И пусть по состоянию здоровья, учитель больше не может музицировать, она искренне рада за своих коллег, обладающих этой прекрасной возможностью. За то, что, несмотря на сложности, во все времена находятся люди, которые выбирают для себя в этой жизни труд учителя. И сегодня слова благодарности хочется выразить нашим мудрым и опытным педагогам – ветеранам. Пусть вы уже ушли из школы, но всегда держите «руку на пульсе», помогаете, направляете, советуете. Для нас вы — Учителя с большой буквы!
Ольга МАРИНИНА